+7 (495) 722 65 88
Режим работы: 09:00 - 21:00

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА И … ФРАНЦУЗСКИЙ АМПИР

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА И … ФРАНЦУЗСКИЙ АМПИР
Жизнь хороша, если жить не спеша! Древние умели жить красиво. Вот, к примеру, древние римляне. Среди прочих ноу-хау, позаимствованных ими у завоеванных греков (боги, философия, музыка, театр, архитектура), была и милая привычка пировать лежа.
22.04.2016
Жизнь хороша, если жить не спеша! Древние умели жить красиво. Вот, к примеру, древние римляне. Среди прочих ноу-хау, позаимствованных ими у завоеванных греков (боги, философия, музыка, театр, архитектура), была и милая привычка пировать лежа.

Собственно, это даже не греческое, а более древнее – египетское – изобретение. Египтяне только иногда принимали пищу, сидя на маленьких стульчиках: при этом для каждого подавался легкий столик. В основном же, они ели лежа на клине (так называлось их ложе), представлявшем собой каркас с изголовьем и изогнутыми ножками. Изголовье украшалось инкрустацией из слоновой кости, черепахового панциря, рога, стекла. Греческие кровати были выше и комфортнее. Именно греки придумали высокие подушки под голову (в отличие от египтян, которые предпочитали возвышения для ног). Римляне же не внесли в дизайн кроватей почти ничего нового. Точеные ножки римского ложа, как и ножки греческого, часто имели вид лап животных. Полукруглые изголовья венчались бронзовыми головами львов или лошадей. Перенесенные на римскую почву греческие деревянные кровати (с одной спинкой в изголовье) были дополнены продольной спинкой, как у современной софы. На каркас римляне натягивали ременный переплет, сверху клали сначала матрацы, набитые шерстью, потом матрацы с гусиным пером и пухом. Разве что украшать спальные места стали богаче.

Круглый мраморный стол на звериных лапах.
Вообще, римляне сделали свои жилища более броскими. Недаром римская империя славилась своим размахом: римляне умели жить на широкую ногу. Римский, или патрицианский, стиль представлял собой сплав греческой гармонии с экспрессивностью и яркой цветностью, характерными уже скорее для этрусков, чем для египтян. Отделку и убранство городского жилища (домуса) определяло стремление к роскоши и большим масштабам. Центральной и главной частью римских домов считался зал-атриум. В нем располагался семейный очаг, но освещение чаще всего было верхним. Вокруг атриума строились остальные комнаты: спальни (кубикулы), зимние и летние столовые (триклинии), кабинет хозяина (таблинум) с библиотекой. В доме была баня (терма) с бассейнами, горячей и холодной водой... Кстати, водопровод пришел к нам из Древнего Рима. Полы комнат мостились плиткой из керамики и мрамора и украшались цветной мозаикой. Как и в Греции, любовно отделанный внутренний дворик (перистиль) являлся гордостью римских хозяев.

Круглый мраморный стол на трех звериных лапах из Помпей. I век н.э.
Если в Древнем Египте излюбленным сюжетом рельефом и росписей было плавание по Нилу, то в Древней Греции культивировалась тема животных и растений. Римляне переняли традиционные греческие пальметты, меандры, листья аканта и лавра, дополнив все это специфическими лавровыми венками; в архитектурных деталях особенно популярными стали лотос и папирус. Часто изображались орлы, а также играющие амуры и психеи. Расписывались стены обычно в контрастных сочетаниях красного или белого с черным. Греческие колонны римляне сделали гораздо богаче, дополнив их декорированным композитным ордером, сочетавшим элементы коринфского и ионического.

Мебель изготовлялась из разных пород дерева. Изголовь кроватей (лож) богато украшались узорными накладками из бронзы, слоновой кости или серебра. Помимо ложа в спальнях стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трех ножках для светильников. Обеденные столы были низкими, мраморными и обычно четырехугольными. С трех сторон их окружали скамейки из точеного дерева, украшенного слоновой костью, золотом или серебром. На каждой скамейке лежали разнообразные подушки и мягкие шкуры. На одну скамью могли прилечь три человека одновременно. Обычно со скамеек смотрели концерт подневольной древнеримской самодеятельности.

Бронзовая кровать, найденна в Помпеях. 
I век н.э.
Очень популярным предметом в римском доме были столики из лимонного дерева на одной ножке, сделанной, к примеру, из слоновой кости, – что-то вроде современного круглого журнального столика. Именно в Древнем Риме прижились шкафы - платяные и посудные (у греков их назначение выполняли сундуки).

Помимо основных мебельных сооружений, незаменимых в быту, римляне любили обставлять свои дома более или менее функциональными безделушками. Бронзовые треножники и курильницы для благовоний, канделябры, дверные ручки-кольца в виде Горгоны Медузы, сосуды дл кипячения воды на трех ножках в виде птиц, звериных лап, вазы из полудрагоценных камней – вся эта богатая утварь дополняла интерьер зажиточных римских домов.

Малахитовый салон (Большой кабинет Наполеона) в Трианоне, Версаль. Период развитого ампира.
Римляне оставили свой след в истории мировой культуры, в том числе и в истории мебельного дизайна. Как ни странно, всплеск римского влияния приходится не на эпоху развития Византии, прямо унаследовавшей традиции Древнего Рима, а на Францию эпохи Наполеона. Стиль ампир (от фр. empire – империя) зародился здесь после буржуазной революции в результате повального увлечения древностью, которое было во многом вызвано новым нарождавшимся общественным порядком в противовес старому королевскому режиму. В 1801 году архитекторы Ш. Персье и П.-Ф.Фонтен, чьи творения считались "последним словом изящества и проявлением хорошего вкуса обладателя", издали (и в 1812 году переиздали) собрание своих проектов обстановки жилищ. С тех пор французская знать стала устраивать свои жилища на греко-римский лад.

Стиль ампир отличался от предшествовавшего ему стиля Людовика XVI тем, что он перенес непосредственно на мебель античные, и особенно римские, архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы. Все это стало использоваться… для членени передних сторон шкафов и комодов.

Опорные части столов, кресел, стульев, диванов начали изготавливать в виде античных герм, сфинксов, грифонов и львиных лап. Такая мебель выглядела массивно, очертания ее были прямоугольны, замкнуты. Иногда вся передняя часть комода делалась из одной доски, распиленной по линии ящиков, вследствие чего сохранялс общий рисунок и расположение струй и слоев дерева. Поэтому особое значение приобрела самая фактура материала, скрытая в предшествовавших стилях за массой резных украшений. Наибольшей популярностью пользовалось темное красное дерево. Его гладкую поверхность украшали бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами. Лишь отдельные детали покрывали резьбой. Ножки часто изготавливали в форме лап животных. Иногда совершенно неожиданно из этих лап «вырастали» фигуры лебедей, львов или сфинксов. Косяками шкафов и комодов служили античные колонны с бронзовыми золочеными базой и капителью или отдельные фигуры крылатых ник. Передние ножки кресел часто крепились прямо к подлокотникам; если же они заканчивались около сидения, то подлокотники поддерживали резные львы, грифоны, лебеди или колонны, или массивные завитки. Кресла, как и вообще вся мебель для сидения, были жесткими.

Если свободно возникший классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и греческую древность, то французским художникам было строго приказано брать за основу формы римского искусства. Может быть, потому что Наполеон хотел сделать Францию такой же могущественной империей, как империя Древнего Рима…
Товар успешно добавлен в корзину